Сверхзвуковой «Фанстрим»: МАИ создаст суборбитальный авиалайнер
Пресс-служба Московского авиационного института сообщает, что специалисты МАИ занимаются разработкой сверхзвукового пассажирского самолета, способного совершать полеты в ближний космос. При этом для реализации данного проекта планируется использовать уже готовые отечественные технологические решения.
Проект, получивший название «Фанстрим», курирует специалист МАИ Александр Гомберг. По его словам, идея такого самолета появилась еще в нулевых. В 2004-м году американский пилотируемый корабль SpaceShipOne отправился в космический полет. Тогда Россия с его технологическим заделом в области авиастроения вполне могла дать «синхронный ответ», однако инвестировать в авантюрный проект никто не захотел.
Поэтому Гомберг решил заняться разработкой такого самолета самостоятельно. Исследовав имеющиеся в российском авиапроме наработке, специалист подготовил проект. А когда о суборбитальном туризме заговорили в «Сколково», команда МАИ представила свое детище на рассмотрение экспертов. В ближайшее время представители рабочей группы решат, стоит ли выделять деньги на «Фанстрим».
Стоит отметить, что Гомберг и его команда при разработке проекта пытались акцентировать свое внимание исключительно на готовых отечественных элементах. Во-первых, такой ход позволил бы значительно удешевить самолет, а во-вторых, это способствовало бы популяризации российской авиастроительной отрасли, представители которой по праву являются одними из ведущих специалистов в мире.
«Фанстрим», оснащенный четырьмя реактивным двигателями, сможет разгоняться до скорости в 6 Махов. Александр Аркадьевич уверен, что в качестве силовых установок подойдут ВРД Су-27 или Су-34. Уже на этапе ракетного полета запустятся жидкостные реактивные двигатели, которые будут работать на кислородно-керосиновом топливе. И опять же, по словам Гомберга, ткаие силовые установки в России уже есть.
При попадании в безвоздушное пространство ЖРД отключаются, а их запуск при возвращении в атмосферу произойдет за счет воздушного потока. Что же касается посадки, то из-за отсутствия реверса «Фанстриму» придется использовать тормозные парашюты и на подобии бомбардировщиков останавливаться.
Таким образом, «Фанстрим» будет выполнять сразу две функции: космический лайнер и сверхзвуковой пассажирский самолет. Поэтому Гомберг планирует в ближайшее время представить свой проект в две крупнейшие отечественные авиастроительные компании – «Туполев» и «Сухой». В настоящий момент команда МАИ работает над первой моделью самолета, который потом отправится на испытания в аэродинамическую трубу.
Автор: Сергей Игнатьев