Почти триллион: сколько Россия заработала на ЧМ-2018
Еще до начала Чемпионата мира по футболу сама идея его проведения в России столкнулась с ожесточенной критикой со стороны «вечно недовольных» граждан. Они задавались вопросом, зачем страна тратит такие деньги на строительство стадионов, отелей и прочую подготовку к мундиалю. Теперь ситуация прояснилась. Расходы на ЧМ-2018 оказались очень выгодной инвестицией.
Только по официальным данным доход от проведения ЧМ составил 850 млрд рублей – около 1% от всего российского ВВП. Эта сумма практически покрывает затраты, которые понесла Россия на строительство объектов инфраструктуры, прием и размещение иностранных гостей. Если же говорить об общем объеме прибыли, в том числе неучтенной, то мундиаль принес России около триллиона рублей. Лишь одна Москва, как подчеркнул ее мэр Сергей Собянин, заработала на мундиале 19 млрд рублей.
Основной доход принесли стране туристы, которых было около 5,7 млн человек – половина из них прибыла в Россию из других государств. Расходы на проведение чемпионата составили 683 миллиарда рублей, так что названные руководителем Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майей Ломидзе цифры даже превышают эту сумму. Правда, стоит отметить, что на чемпионат тратилось государство, а 850 млрд рублей – это «вклад» в ВВП. Но прибыльность мероприятия для нашей страны все равно очевидна. И выиграли не только крупные бизнесмены, но и простые граждане.
Во-первых, было построено множество объектов инфраструктуры – от стадионов до аэропортов и новых дорог, улучшено транспортное сообщение. Всеми этими благами продолжат пользоваться россияне. Построенная к мундиалю инфраструктура и в будущем будет приносить нашей стране неплохой доход.
Во-вторых, во время подготовки к чемпионату и во время его проведения сотни тысяч россиян были обеспечены рабочими местами – строители и водители, официанты и бармены, гиды и переводчики, охранники и гостиничный персонал. Люди смогли неплохо заработать на мундиале.
В-третьих, несомненную выгоду от мероприятия получили десятки тысяч россиян, сдававших свое жилье иностранцам или предоставлявших услуги такси. Прибыль малого и среднего бизнеса от проведенного чемпионата также огромна. Ведь иностранцев размещали в гостиницы и хостелы, гостевые дома, частники, кормили в кафе, ресторанах, столовых, возили на такси. Все это стоило денег и немалых, причем иностранцы чаще всего платили больше, чем за аналогичные услуги платят наши сограждане.
Наконец, не следует забывать и о большой имиджевой победе России. В информационном обществе имидж играет колоссальную роль, поэтому изменение представлений о нашей стране в ходе чемпионата, а оно тоже, безусловно, имело место быть, позволит и в будущем извлекать из проведенного мероприятия неплохие дивиденды. Вполне вероятно, что в Россию возрастет поток иностранных туристов, которые будут оставлять здесь деньги, способствовать развитию отечественной туристической отрасли и связанных с ней секторов экономики (транспорт, общественное питание, гостиничный бизнес, строительство).
Автор: Илья Полонский