Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством. /А.И. Деникин/

Омск завоевывает право называться космической столицей Сибири


Рубрика: Новости России сегодня
Просмотров: 487
Омск завоевывает право называться космической столицей Сибири

Именно здесь в скором времени будет налажено серийное изготовление новых российских ракет-носителей «Ангара». О ходе подготовки производства журналу «Русский космос» рассказал руководитель ПО «Полёт» (филиал Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Виктор Шулико.

Виктор Михайлович Шулико родился 24 июля 1959 г. Образование высшее профессиональное, кандидат технических наук. В космической отрасли — с 1984 г. На ПО «Полёт» пришел в 1988 г. Возглавлял военную приемку, был заместителем генерального директора по качеству.

С 2018 г. — руководитель филиала ГКНПЦ имени М. В. Хруничева в Омске — директор ПО «Полёт». Женат, у него трое детей и шестеро внуков.

***

—  Виктор Михайлович, что произошло с таким мощным и многопрофильным заводом после развала Советского Союза?

—  В 1990-е годы в связи с полным отсутствием государственного заказа на военную и космическую технику на Производственном объединении (ПО) «Полёт» начали строить самолеты Ан-74 и Ан-3Т. Но эти проекты оказались нежизнеспособными: у авиапредприятий не было средств для приобретения новой авиационной техники. Завод оказался на грани закрытия. Накопились огромные задолженности по кредитам, продолжился отток специалистов из-за нерегулярной выплаты заработной платы. На предприятии в начале нулевых годов работало немногим более 4.3 тысячи человек.

—  Когда и почему, с вашей точки зрения, было принято решение перевести серийное производство ракет-носителей «Ангара» из Москвы в Омск?

—  Начнем с того, что в конце 2007 г. ПО «Полёт» вошло в состав ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» в качестве филиала. Была поставлена задача восстановить на омской площадке ракетное производство. Центр подключил «Полёт» к выпуску носителей «Протон» и «Рокот». За два года удалось освоить серийный выпуск гаргротов и сухих отсеков первой ступени «Протона», широкий перечень узлов автоматики, датчиков уровня топлива. Постепенно объединение начало оживать, обретать былую уверенность. На него стали возвращаться специалисты, появилась перспективная молодежь.

Главное, для чего «Полёт» был включен в Центр имени Хруничева, — это создание серийного производства ракет семейства «Ангара». Нужно было организовать полностью обновленное предприятие.

—  Какие работы по реконструкции зданий, сооружений, цехов уже проведены, а что еще предстоит сделать?

—  На заводе проводится оптимизация существующих и создание новых производственных мощностей, ориентированных на серийный выпуск ракет-носителей «Ангара». За счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и за счет собственных средств осуществляется техническое перевооружение предприятия. По ходу первой очереди реконструкции создан и оснащен целый ряд основных производственных подразделений «Полёта». Среди них — баковое и агрегатно-сборочное производства.

Важным событием стала организация в 2019 г. цеха окончательной сборки с участками пневмо-, гидро- и электроиспытаний, а также рентген-контроля изделий. Уже введены в эксплуатацию камеры окраски и нанесения теплозащитных покрытий. Вступил в строй участок комплексных испытаний для легкой «Ангары».

Согласно Федеральной целевой программе в рамках второй очереди развернуты работы по реконструкции корпусов завода для размещения трех цехов механической обработки, а также цеха клепки сухих отсеков.

Всего до 2024 г. намечено выполнить шесть инвестиционных проектов с вводом более 140 тыс м2 технологических площадей. Запланировано приобрести более четырех сотен единиц оборудования и приборов. Идем к тому, что производственные мощности предприятия будут сосредоточены компактно, на одной территории.

«Ангара»

Предприятие с историей

История ПО «Полёт» началась в 1941 г., когда в Омске был организован авиационный завод №  166 на базе эвакуированных из Москвы авиазаводов № 81 и № 156. Первый омский бомбардировщик Ту-2 поднялся в небо 15 декабря 1941 г. Всего 166-й завод построил 80 самолетов Ту-2, а с октября 1942 г. начал собирать истребитель Як-9. Их было изготовлено порядка 3800.

После войны завод выпускал фронтовые бомбардировщики Ту-2Н, реактивные бомбардировщики Ил-28 (носители тактического ядерного оружия) и пассажирский реактивный лайнер Ту-104. В 1958 г. завод приступил к выпуску боевой баллистической ракеты Р-12. Потом были Р-16 и УР-100 с транспортно-пусковыми контейнерами.

В конце 1960-х годов завод начал изготавливать самую надежную в своем классе ракету-носитель «Космос-3М», космические аппараты «Циклон-О» и «Сфера». Позднее стали выпускаться аппараты глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и международной поисковой системы «КОСПАС—САРСАТ», спутники навигационных систем «Парус» и «Цикада».

На ПО «Полёте» было также организовано производство сверхмощных двигателей РД-170 и РД-171 для ракет-носителей «Энергия» и «Зенит». Чтобы производить ракетные двигатели, провели коренную реконструкцию, по сути был создан завод в заводе.

В конце 1980-х годов общая численность работников объединения достигала 25 тысяч человек.

—  А что сейчас производит «Полёт»?

—  Начиная с 2018 г. основные объемы производства составляют «ангарские» изделия. В этом году мы продолжаем изготавливать ракеты-носители «Ангара-1.2» и «Ангара-А5», начнем отгрузку изделий на космодром Восточный. Помимо основных изделий по теме «Ангара», у «Полёта» есть несколько крупных заказов в рамках нашей кооперации с другими предприятиями Роскосмоса. Это хорошая загрузка для механосборочного и агрегатно-сборочного производств.

—  Есть ли какие-то трудности, препятствующие серийному производству?

—  Объемы производства у нас постоянно растут, увеличивается процент освоения изделий по основным темам. Но более быстрому развертыванию работ препятствует не до конца завершенная реконструкция предприятия. Например, перемещен со своей площади клепальный цех. На ней ведутся ремонтные работы. А отсюда неизбежные потери рабочего времени на межцеховые перевозки. В этом году планируется запуск на новой площадке кабельного цеха, перемещение гальвано-термического цеха и цеха по изготовлению трубопроводов. Ввод их в эксплуатацию позволит ускорить производство.

—  Сколько людей сейчас работает в «Полёте»? Есть ли проблемы с кадрами? Если есть, то как вы их решаете?

—  На сегодняшний день в ПО «Полёт» работает более трех тысяч человек. Основная проблема — обеспечение растущего производства квалифицированными кадрами, причем не только инженерными, но и, главным образом, рабочих специальностей. Нам требуются узкие специалисты для тонких, можно сказать, ювелирных работ: слесари-сборщики, электромонтажники, гравировщики, сварщики, операторы станков с программным управлением и т.д.

У завода есть две подшефные школы. В одной из них с помощью преподавателей Омского государственного технического университета организован ракетно-космический класс с усиленным изучением физики, математики, информатики и черчения.

У нас заключен долговременный договор с авиационным колледжем имени Н. Е. Жуковского по подготовке рабочих специальностей. Кроме того, в Омском государственном техническом университете и в Омском государственном университете имени Ф. М. Достоевского по целевому направлению от ПО «Полёт» учатся 154 студента по двенадцати специальностям. В течение всего периода обучения они проходят практику на нашем предприятии. Им оказывается помощь в подготовке курсовых и дипломных проектов, выплачиваются денежные вознаграждения. Выпускникам, которые принимают решение работать на нашем предприятии, назначаем наставников из числа опытных специалистов.

—  Коснется ли вашего предприятия конверсия, или серийный выпуск ракет-носителей типа «Ангара» займет все производственные мощности?

—  Задача по изготовлению гражданской продукции перед нами, как и перед всеми предприятиями Госкорпорации «Роскосмос», была поставлена, и мы ее выполняем. В октябре прошлого года заказчику была отправлена первая партия изделий для нефтяной отрасли. Сейчас они проходят испытания в условиях Якутского региона, и это направление мы планируем развивать.

«Ангара»

«Ангара»