Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством. /А.И. Деникин/

Для самолета МС-21 начали производить композитные детали


Рубрика: Наука и техника
Просмотров: 2154

Воронежские авиастроители приступили к изготовлению деталей из композиционных материалов для перспективного пассажирского самолета МС-21. Первые четыре панели носовой части стабилизатора самолета направлены на стендовые испытания и после необходимой проверки будут запущены в серийное производство, сообщил сегодня ТАСС руководитель проекта МС-21 воронежского авиазавода (ВАСО) Дмитрий Митин.

ВАСО – участник кооперационной цепочки, которой предстоит создать один из прорывных проектов российского авиапрома. На заводе будут изготавливать люки из полимерных композиционных материалов, обтекатель рельсов закрылков, створки основной и передней опоры шасси, обтекатель "крыло-фюзеляж" и другие важные детали лайнера.

Выход на опытное, а затем и серийное производство агрегатов МС-21 "потребовал новых организационных и технологических подходов", – сказал Митин. Поскольку самолет спроектирован с использованием цифровых технологий, был отлажен канал получения конструкторской документации, создано специальное подразделение, сотрудники которого занимаются технологическими разработками для изготовления новых узлов, добавил собеседник агентства. Сам процесс использования композитных материалов для авиастроителей не нов – основные технологические решения отработаны на агрегатах самолета "Сухой Суперджет-100", которые также уже изготавливались в Воронеже, отметил руководитель проекта.

Описание МС-21

МС-21 – проект перспективного семейства российских гражданских магистральных самолетов вместимостью от 160 до 210 кресел. Дальность полета при полной пассажирской загрузке – 5-5,5 тыс км. Разработкой проекта занимаются корпорация "Иркут" и ОКБ им.Яковлева, входящие в государственную "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК). Планируется, что серийный самолет выйдет на рынок под названием Як-242 в трех вариантах – на 150, 180 и 212 посадочных мест. Окончательная сборка будет производиться на заводе в Иркутске. Первый полет МС-21 намечен на 2015 год, серийное производство должно начаться с 2017 года.

Комплектация МС-21

«Что касается сегодняшнего облика МС-21-300, то при использовании российского двигателя ПД-14, уровень локализации использования российских комплектующих будет выше 50%. К началу серийного производства эта цифра вырастет до 60%», - говорит Денис Мантуров.

МС-21 стало возможно комплектовать большей частью отечественными комплектующими, поскольку он создается в новых промышленных условиях.

«Когда проектировали SSJ, промышленность была развалена, поэтому пришлось вступать в широкую кооперацию с иностранными компаниями. Теперь промышленность, в основном на росте оборонзаказа существенно поднялась, обновились мощности, появились передовые разработки и прочее», - пояснил источник в ОАК.

Например, сейчас уже около 40% авионики и 90% программного продукта для МС-21 производит Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в Госкорпорацию «Ростех». Холдинг «Авиационное оборудование», также входящий в Ростех, будет поставлять для МС-21 новейшие авиационные системы и агрегаты шасси. В целом же Госкорпорация планирует поставлять на МС-21 до 80% всего бортового радиоэлектронного оборудования.

Холдинг «Авиационное оборудование» разрабатывает в том числе для МС-21 системы электроснабжения, пожарной защиты, кислородную систему, приводы механизации и нейтрального газа. Специально для нового лайнера делает вспомогательную силовую установку и агрегаты взлётно-посадочного устройства.

«Поставляемые системы не будут уступать ни по функциональности, ни по надёжности системам, устанавливаемых на самолётах семейств А320, Boeing737», - уверена пресс-секретарь «Авиационного оборудования» Екатерина Павлова.

Общий объем композитов, используемых в МС-21, является самым высоким среди всех существующих самолетов этого класса. В частности, композитное крыло самолетов семейства МС-21, не имеющее аналогов в мире, позволит существенно улучшить аэродинамику и сэкономить на топливе. В целом в МС-21 доля композитов составит от 30% до 40%. Разработчики закладывают повышенные требования к прочностному запасу таких изделий.

Базовым для нового лайнера является разрабатываемый Объединенной двигателестроительной корпорацией авиационный двигатель нового поколения ПД-14, который предназначен для коммерческой авиации – ближне-среднемагистральных самолётов на 130-180 пассажиров. Считается, что он превосходит лучшие современные российские аналоги и способен конкурировать с перспективными зарубежными авиационными двигателями этого назначения.

«При этом в компании «Иркут» не склонный к изоляции и решили на одном из самолетов МС 21-300 использовать зарубежный двигатель, чтобы тем самым стимулировать и высокое качество ПД-14».

В чем сила МС-21

МС-21 позволит авиакомпаниям достигнуть качественно нового уровня экономической эффективности эксплуатации. Самолеты обеспечат снижение непосредственных операционных расходов на 15% по сравнению с эксплуатирующимися в настоящее время аналогами. В ОАК сообщили, что лайнер создается по принципу отрытой архитектуры. То есть по желанию заказчика его можно будет укомплектовать оборудованием любых производителей (разумеется, подходящим под сертифицированные варианты).

В целом МС-21 по сравнению со своими конкурентами Boeing 737 и Airbus А320 будет обладать увеличенной дальностью полета, дополнительными характеристиками базирования, позволяющими эксплуатировать его на большей части взлетно-посадочных полос России и в разных климатических условиях. Он сможет подниматься с высокогорных аэродромов.

При проектировании МС-21 внедрен ориентированный на клиента подход к разработке продукта. Он предусматривает вовлечение потенциальных Заказчиков в процесс разработки самолета с самых ранних стадий проекта.

За счет увеличенного диаметра фюзеляжа МС-21 авиакомпании смогут подбирать оптимальное для них соотношение «ширина подушки кресла/ширина прохода». Авиакомпании, специализирующиеся на магистральных перевозках, смогут предоставить пассажирам повышенный комфорт. Чартерные перевозчики и компании-дискаунтеры получат возможность за счет широкого прохода сократить время оборота в аэропорту. Больший диаметр фюзеляжа также позволяет увеличить емкость багажных полок и подпольных багажных отсеков.

Кроме того, МС-21 будут выбрасывать в атмосферу на 15-25% меньше СО2 в расчете на одно пассажирское кресло чем эксплуатируемые в настоящее время самолеты.

Самолет нарасхват

Денис Мантуров также напомнил, что на МС-21 уже подписано 175 контрактов. И возможно, коммерческая привлекательность лайнера вырастет в связи с девальвацией рубля.

«Ценовое преимущество, в том числе с ослаблением курса рубля, выросло. Уже сегодня подписано 175 контрактов с предоплатой на поставку машин. На конец 2017 – начало 2018 года запланировано получение сертификата межгосударственного авиационного комитета. Первые поставки четырех самолетов в рамках подписанных с заказчиками контрактов пройдут в 2018 году», - сообщил он.

Пока к лайнеру проявили интерес в основном российские авиакомпании. Например, контракты ранее заключили «Ростех», «Ильюшин Финанс Ко», «ВЭБ Лизинг» и авиакомпания «ИрАэро». Первой подало заявку на покупку 50 самолетов дочернее предприятие «Ростеха» ООО «Авиакапитал-Сервис». Затем «Ростех» заключил еще один договор на поставку 35 МС-21, после чего общая стоимость двух контрактов составила около 6,12 млрд долларов. «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) тоже готов купить 50 самолетов на сумму 2,2 млрд долларов для полетов на них «Трансаэро». Также «ВЭБ-Лизинг» заключил контракт с «Иркутом» на покупку 30 самолетов на 2,5 млрд долларов. Кроме того, авиакомпания «ИрАэро» купит у «Иркута» 10 самолетов МС-21, поставка которых ожидается с 2019 по 2022 годы.

Как пояснил источник во Внешэкономбанке, здесь не исключают, что за рубеж МС-21 будет продаваться по программе поддержке экспорта, которая действует с 2009 года. Именно по этой программе продавались первые SSJ-100 в Мексику. Поскольку в производстве самолета участвовали французская и итальянская компании, с ними был заключен договор о совместном предоставлении в лизинг самолетов мексиканскому покупателю. Для этого была созданная совместная лизинговая компания, которая уже стала получать первые платежи возврата. Кстати, именно для таких программ Внешэкономбанк попросил правительство сделать исключение для него из законопроекта по деоффшоризации. ВЭБ будет разрешено в качестве поддержки экспорта использовать оффшорные компании. Впрочем, пока ими не пользовались для этих целей, но исключение позволит проявлять большую гибкость при договорах с будущими покупателями российской продукции, - пояснил источник в ВЭБ.

Более того, как заявил Денис Мантуров, правительство для стимуляции спроса на отечественные самолеты увеличит меры господдержки. Сейчас покупатели российской авиатехники могут получить компенсацию процента по лизинговым платежам и компенсацию по кредитам лизинговых компаний.

«До конца года мы должны согласовать изменения в существующие правила предоставления субсидий по финансовому лизингу и добавить также инструменты субсидирования операционного лизинга, - заявил Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. - В целом все это способствует укреплению гражданского сегмента российской авиации как на внутреннем, так и на внешнем рынках».

Авиакомпании признают, что не всегда заинтересованы в финансовом лизинге с последующим выкупом самолетов. В качестве одной из мер, направленных на изменение существующей практики, Минпромторг предлагает создание на базе структуры ОАК специального фонда, который бы выступил гарантом остаточной стоимости уже побывавшего в эксплуатации воздушного судна. Это должно повысить заинтересованность покупателя отечественных самолетов и, кроме того, послужит обеспечением для кредитных банковских учреждений при получении финансирования на покупку судна.